- Значение профилактической консервации
- Общий обзор методов консервации
- Использование антикоррозийных веществ
- Обзор оптимальных условий консервации
- Условия хранения подшипников
- Ключевые методы консервации
Шарикоподшипниковые стали отличаются высокой износостойкостью, но не могут сопротивляться атмосферной коррозии, которая значительно сокращает рабочий ресурс металлических изделий. Чаще всего коррозия появляется в тот период, когда подшипники не работают, поэтому при длительном хранении и транспортировке используют различные методы консервации, защищая подшипники от неблагоприятного влияния окружающей среды.
Значение профилактической консервации
Даже незначительные частицы ржавчины, появившиеся в результате взаимодействия подшипниковых сплавов с кислородом воздуха, атмосферной влагой, пылью приводят к микроскопическим повреждениям поверхностей дорожек и тел качения. Это отрицательно сказывается на рабочих характеристиках подшипника: скорости, надежности и продолжительности службы подшипника. Для продления срока службы сразу после изготовления подшипники подвергают профилактической консервации – обрабатывают антикоррозионными средствами, которые образуют на поверхности металла тонкую пленку, изолирующую его от разрушительного влияния атмосферной влаги и кислорода воздуха.
Общий обзор методов консервации
Консервация подшипников – это временная антикоррозионная защита, рассчитанная на период транспортировки изделий от производителя к потребителю или на непродолжительный срок (12–24 месяца) хранения на складе или производственных участках предприятий.
Для консервации подшипников используются различные методы:
- Традиционный. Заключается в очистке и смазке подшипников консистентными смазками и консервационными маслами.
- Инновационный. Основан на применении антикоррозионных материалов, изготовленных с использованием летучих ингибиторов коррозии (ЛИК).
Очистка и смазка
Консервация открытых подшипников традиционным методом проводится в нескольких этапов, пауза между которыми не должна превышать двух часов:
- Промывка. Подшипники несколько раз на 2–3 секунды опускают в горячий (70–80°C) водный раствор калиевого или натриевого мыла для удаления грязи, пыли и потожировой органики с рук, затем на две-три минуты погружают для растворения стойких загрязнений и опять повторяют начальный процесс кратковременного погружения. Для удаления остатков мыльного раствора подшипники 10–15 минут выдерживают в горячем (85–95°C) индустриальном масле.
Внимание! В емкость с индустриальным маслом промытые подшипники перемещают только после полного стока моющего раствора.
- Сушка – подшипники помещают в емкость с расплавленным техническим вазелином (110–120°C) для полного осушения.
- Нанесение защитного покрытия – остывшие до 55–70°C подшипники погружают на 20–30 секунд в технический вазелин, разогретый до 60–70°C.
Справка. Вазелин можно заменить пушечными смазками УПЗ и ПВК или петролатумом.
- Упаковка – после остывания до температуры помещения и образования защитного антикоррозийного слоя подшипники тщательно обертывают парафинированной бумагой и отправляют на склад.
Подшипники закрытого типа не очищают мыльными растворами и маловязким маслом из-за возможного вымывания заводской смазки, заложенной внутрь производителем. Поверхность подшипника протирают чистой салфеткой, смоченной бензином, и наносят тонкий слой консервационной смазки той марки, которая заложена внутри.
Прецизионные подшипники после очистки помещают в водно-спиртовой раствор триэтаноламина, а затем в пластмассовые пробирки или герметичные пластиковые пакеты.
Важно! При консервации запрещается касаться подшипников голыми руками. Пот человека содержит соли, которые могут вызвать химическую коррозию металла.
Использование антикоррозийных веществ
Более современный метод консервации – использование материалов с летучими ингибиторами коррозии (ЛИК).
Справка. Ингибиторы коррозии – химические соединения, замедляющие скорость образования коррозии путем создания на поверхности металла тончайшей молекулярной пленки, препятствующей проникновению воды и кислорода.
Летучими ингибиторами коррозии пропитывают специальную бумагу или наносят на внутреннюю поверхность пленки, в которые герметично упаковывают подшипники. В замкнутом пространстве упаковки антикоррозийные вещества испаряются, при появлении на металле конденсата вступают с ним в реакцию, оседая на подшипнике тончайшим защитным слоем, предотвращающим появление коррозии.
Метод консервации ингибированной пленкой (бумагой) подходит практически для любого типа и размера подшипников.
Кроме того, летучие ингибиторы коррозии можно без опаски применять для консервации подшипников, для которых невозможно использовать традиционный метод:
- для керамических, не требующих смазки, но нуждающихся в защите от пыли и загрязнений для сохранения рабочих характеристик;
- для высокотемпературных – термостойкость подшипников этого типа обеспечивается специальной стойкой к нагреванию смазкой (она наносится во время изготовления подшипника и рассчитана на весь срок службы подшипника).
Обзор оптимальных условий консервации
Консервацию подшипников в строгом соответствии с ГОСТ 9.014-78 проводят сразу после изготовления в отдельном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией и комплектом емкостей (ванн) с тэнами для подогрева мыльных растворов и масел. Для удаления паров и газов, выделяющихся во время промывки и сушки, у нагревательных ванн должна быть предусмотрена локальная вытяжная вентиляция (бортовые отсосы).
У ванн для промывки, сушки и нанесения защитного покрытия необходимы крышки, которые в нерабочее время закрывают.
На участке консервации не должно быть пыли и агрессивных газов, температура воздуха не ниже +15°С, а влажность - не более 70%.
Производители нередко используют несколько уровней защиты от коррозии. Кроме антикоррозийной консервационной смазки, нанесенной на кольца, каждый подшипник дополнительно упаковывают в запаянный пластиковый пакет и индивидуальную коробку. Поэтому на участке консервации должно быть выделено достаточно места для качественной упаковки подшипников.
Условия хранения подшипников
Защита от коррозии предусматривает правильное хранение готовой продукции. Упакованные подшипники хранят в горизонтальном положении на стеллажах открытого типа на высоте 30–200 см от пола и на расстоянии не менее 75 см от наружных стен здания. Крупногабаритные подшипники могут храниться в индивидуальных ящиках в штабелях высотой до 200 см.
В сухих отапливаемых складах с хорошей вентиляцией должны поддерживаться оптимальные условия для хранения подшипников:
- температура воздуха от +10 до +25°С;
- влажность воздуха не более 60 %;
- отсутствие любого типа пыли;
- отсутствие вибрации.
В помещениях, где хранятся подшипники, запрещается проводить влажную уборку – пыль с полок и полов удаляют пылесосом, грязные полы очищают увлажненными опилками.
Ключевые методы консервации
Заключительный этап консервации – расконсервация подшипников перед вводом в эксплуатацию или переконсервация для продолжения хранения. Выбор метода расконсервации зависит от типа подшипника.
Для расконсервации открытые подшипники, законсервированные традиционным методом:
- извлекают из заводской упаковки, укладывают в кассеты;
- промывают от старой смазки, выдерживая около десяти минут в нагретом до 90–120°С индустриальном масле;
- подвешивают для стока масла и охлаждения до комнатной температуры;
- смазывают рабочей смазкой.
Закрытые подшипники, заполненные рабочей смазкой при изготовлении, протирают сухими безворсовыми салфетками или смоченной в бензине ветошью.
Прецизионные подшипники, законсервированные в растворе триэтаноламина, подсушивают на фильтровальной бумаге, затем промывают в этиловом 90-процентном спирте.
Гарантийный срок хранения после заводской консервации составляет 12 месяцев. Далее подшипники необходимо переконсервировать, если планируется дальнейшее хранение:
- Освободить от заводской упаковки.
- Осмотреть для выявления коррозии.
- Тщательно промыть от старой смазки в горячем индустриальном масле (90–120°С).
- После стока масла и остывания до температуры помещения снова промыть в бензине марки Б–70 или нефрасе.
- Нанести защитный слой консистентной смазки (консервационного масла).
- Тщательно упаковать.
Подшипники, для консервации которых использовалась ингибированная пленка или бумага, обработанная летучими ингибиторами коррозии, извлекают из упаковки, смазывают и сразу устанавливают в оборудование. Консервационный слой, образованный ингибиторами, не требует удаления и во время переконсервации – гарантийный срок хранения при консервации ЛИК-материалами составляет от 2 до 10 лет.